История

В старину каждая женщина занималась рукоделием. В деревнях женщины украшали свой быт, одежду различными видами вышивки. Особенно нарядными были женские праздничные одежды. Они щедро украшались золотом, серебром, жемчугом, цветными каменьями, бисером, стеклами и зеркальцами. Вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь. Крестьянский дом украшали вышитыми скатертями, кровать заcтилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор. В праздничные дни развешивали вдоль стен полотенца - "убрусы", так же их вешали на окна и божницу. Домашняя вышивка в русской деревне была всецело женским делом. С 8-9 лет крестьянскиедевочки под руководством своих матерей начинали постигать это рукоделие. Они с детства уже готовили себе приданое к свадьбе. Постепенно домашнее рукоделие перешло в ремесло. Вышитые изделия продавались на ярмарках, создавались мастерские, где вышитое изделие можно было заказать. Так вышивка разделилась на "народное искусство" и прикладное, которое было связано с дворянским обиходом. Европеизация дворянского быта повлияла и на вышивку. Появились новые виды техники вышивки: бисером, стеклярусом, синелью, теневой гладью. Дворянский костюм особенно богато украшали золотом и серебром, драгоценными камнями, изящной белой гладью, бисером, стеклярусом. В дворянском быту вышивка тоже играла огромную роль, ее использовали для оформления интерьера – вышивали ковры, обивки мебели, панно, портьеры, постельные принадлежности. Часто вышивку употребляли для украшения небольших бытовых предметов и дополнений к костюмам - сумочек, накидок, бумажников, письменных и туалетных принадлежностей.
Вышивкой занимались женщины всех слоев населения. В гостиныхмещанских и светских домов можно было увидеть пяльцыс начатой работой. Во всех институтах, пансионатах и сиротских заведениях девочек обучали навыкам шитья, так как рукоделие было одним из обязательных предметов. Ученицы овладевали искусством вышивки настолько, что могли получать заказы на работу. Вышивки очень разнообразны, по своей технике одна не похожа на другую. Они отличаются и узорами, и определенными сочетаниями цветов. Каждая вышивка имеет свое название. Оно произошло от места возникновения вышивки или от техники ее исполнения. Например, в районах Горьковской области шьют "горьковский гипюр", в поселке Крестцы Новгородской области выполняют "крестецкую строчку", в городе Александрове шьют "александровскую цветную гладь", в Рязани - "рязанскую вышивку", а в поселке Тарусе выполняют вышивку, которая называется "цветная перевить". Название происходит от основного приема выполнения - перевития цветными нитками. Цветная перевить - особый трудоемкий вид шитья по сетке, выполняемый цветными нитями. Вышивка цветной перевитью распространена в Калужской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Тверской областях. В XIX веке, создавая вышивку, еще помнили значение орнамента. Орнамент (читай: язык народной вышивки) - это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и нити. "Писать" в древности означало "украшать" и "изображать". В языке народной вышивки, кроме орнамента, главная роль принадлежала цвету. Так, белый цвет воспринимался как символ светаи неба, означал "светить", "сиять", "блестеть". Красный цвет был связан с представлением об огне, о чем-то прекрасном и красивом(например, красный угол). В старину верили, что красный цвет обладает чудесными свойствами, и связывали его с плодородием, с представлением об утренней заре, о лошадях, на которых выезжает Солнце. В цветной перевити главные цвета красный и белый с дополнениями желтого, зеленого, синего. В настоящее время русская народная вышивка утратила смысловое и обрядовое значение орнамента и цвета. Остались лишь технологические традиции выполнения вышивки.
Сегодня в цветной перевити используются геометрические, растительные и животные орнаменты. Цветная перевить применяется для отделки скатертей, дорожек, полотенец, наволочек. Встречается в женской одежде. В сочетании с цветной перевитью применяют счетные швы — роспись, набор, гладь, крестик. Они придают вышивке нарядность. Характерная особенность цветной перевити состоит в том, что она выполняется по выдернутой сетке. Чаще по мелкой, то есть количество выдернутых нитей меньше количества оставленных. Перед тем, как начинать выдерг ниток из ткани, нужно произвести расчет количества клеток и определить размер клетки. Затем по размеру данного рисунка на ткани намечают границы вышивки. Для этого подрезают по одной нити с 4-х сторон. В зависимости от рисунка получается квадрат или прямоугольник. Еще одна операция - расчет нити материала на размер клетки. Берем по рисунку несколько клеток, измеряем их и наносим этот отрезок на ткань. Считаем нити и делим их на клет ки. По образовавшейся линии прошиваем "вперед иголкой", считая захватываемые иглой нити ткани. Например, три нити поднимают на иголку и четыре нити пропускают. Если в одном направлении нити ткани тоньше, чем в другом, то, чтобы получить квадратные клетки, тонких нитей выдергивают на одну-две нитки больше. После того, как сделан расчет клеток, нитки подрезают и выдергивают в двух направлениях, - получается сетка. Для мелкой сетки выдергивают от трех до пяти ниток и оставляют на промежутке на одну-две нитки меньше выдернутых. Клетки около края сетки вытаскивают на одну нитку меньше, так как гладьевой валик оттягивает немного край. Сетка после продержки не обвивается, а сначала заполняется узором цветной или белой нитью. Заполнение не обвитой сетки называется стланью. Выполняется этот сквозной шов приемом штопки по не перевитой сетке путем переплетения толстых ниток, настилаемых по клеткам сетки в вертикальном и горизонтальном направлениях. Отличается от прямой штопки плотной единой фактурой узора. Существует во множестве вариантов. Преобладает белая, одноцветная, плотная и более легкая "сетчатая" стлань без контура. Встречается стлань с контуром белым, красным, красно-коричневым, цветным и дробным многоцветным. В некоторых местах стлань целиком выполняется цветными нитками: желтыми и оранжевыми с многоцветным перевивом сетки шерстяными нитками, иногда с яркими цветными разделками, очень редко с единым красным фоном. После заполнения рисунка стланью оставшаяся сетка густо перевивается цветной ниткой. Сетка обвивается по диагонали. В переходах от одного столбика к другому в местах пересечений нитей ткани делаем стежки, образующие крестик. Необходимо следить, чтобы верхний полукрест лежал в одном направлении. Квадратики пересечения могут быть и открытыми, что характерно для Тверской области. Нитки для обвивки сетки подбираются в соответствии с толщиной материала. Тонкий материал-сетка обвивается тонкими нитками (один-два раза в одну нитку мулине или одну катушечную нитку №80). На толстых тканях сетка делается крупнее и обвивается два-три раза толстой ниткой (две нитки мулине или х/б нитью №40,, или шерстяной нитью). Обвивка сетки производится так: рабочая нить обвивает то вертикальный, то горизонтальный столбик и так двигается по диагонали от одного края сетки к другому. Дойдя до края, рабочую нить выкалываем напротив столбика за две нити материала, чтобы крой не осыпался. Двигаясь вверх и вниз, рабочая нитка обовьет всю сетку. Обвив сетки можно производить рядами по вертикали или горизонтали. Такой обвив используется при выполнении Аланецкого и Вологодского шитья. После того, как рисунок и обвив сетки закончен, производится обметка края. Крой цветной перевити отделывается гладьевым валиком или петельным швом. Гладьевым валиком обметывается ровный край квадрата или прямоугольника. Чтобы валик был выпуклым и края изделия более прочными, нужно проложить подкладную нить из пяти-шести ниток мулине. Стежки валика прокладываются ровные и очень плотные. Нить обвива прокалывается между нитями материала, затем в нитку материала, потом опять между нитками ткани. Таким образом, она плотно укладывается одна к другой. Обвивка края обязательно производится снизу вверх. Неровный или зубчатый край сетки обвивается петельным швом с использованием подкладочной нити. Нитку вкалывают сверху вниз, а выкалывают в петлю. Ширина гладьевого валика должна быть не более 3 мм, а петельный шов 4...5 мм. При выполнении цветной перевити чаще всего ошибки встречаются при расчете ниток продержки. Выдергивают лишние нити, прорезают материал и ошибаются в заполнении рисунка. При обвивке края делают широкий валик или наоборот - очень узкий, и край осыпается. Поэтому при выполнении цветной перевити требуется внимательность и аккуратность. Подбирать ткань следует с четким переплетением нитей и крупным рисунком. Город Торжок Тверской области издавна славится вышивками золотными нитями. Эту вышивку и сейчас называют "золотным шитьем". Золотное шитье занимает видное место в прикладном искусстве на Руси. Торжокские мастерицы вышивают золотом и серебром, а также на коже: рукавицы, сапоги, подушки, кошельки, кисеты. Выполняли мастерицы и заказы царского двора на вышивки для коронационных одежд. Золотным шитьем называют вышивку металлической нитью - золотой или серебряной. Вначале это было волоченное золото или серебро - тоненькая металлическая проволочка. Позднее вместо волоченных ниток стали использоваться пряденые нити (металлическая нить, накрученная на шелковую или льняную). Золотное шитье выполняют по настилу. Чаще такой настил составляют нити или картон, реже - берест, вата, бумага или кожа. Делается это для того, чтобы придать шитью рельефность, выпуклость. Швы, применяемые в золотном шитье, очень разнообразны. Например, наиболее типичными для Торжка являются литой или кованый шов, бабий, корзиночка, шов гусем, прикреп, волнистый, шов по веревочке. Кроме этих швов применяются мягкие швы из различных сеток, решеток. Украшается золотное шитье блестками, канителью, битью, бисером. Выполняется золотное шитье обязательно на пяльцах с помощью витейки, на которую накручивается металлическая нить, и шильца для прокалывания настила. Металлическая нить в шитье идет только по лицевой стороне изделия, с изнаночной стороны шитья проходит хлопчатобумажная нить. Близко лежащие параллельные стежки создают гладкую блестящую поверхность. Металлическую нить нужно прикреплять таким образом, чтобы получить красивый орнамент из цветных нитей на блестящем фоне самого узора. Основной эффект золотного шитья заключается в светотеневой игре металлических нитей. Богатство золотного шитья сделало его основным в церковном обиходе. Золотное шитье часто украшается жемчугом, перламутром, стеклярусом, бисером. Все эти материалы применялись для отделки одежд, головных уборов и предметов церковного обихода. Шитье жемчугом и перламутром выполняется по настилу из льняных или хлопчатобумажных ниток, которые называются "белью". Жемчуг и перламутр нанизывают на длинную нить, затем накручивают на витейку. Нитку накладывают на бель и иголкой с ниткой прикрепляют каждую бусинку. Такой способ в старину назывался "саженье". Этим шитьем создавали венцы, коруны, оклады, ряды и иконы. Вышивка стеклярусом выполняется так же, как и жемчугом - "саженьем", только без настила. Чаще всего такую вышивку использовали для оформления дворцовых интерьеров панно, потолков, стен и для отделки одежды. Вышивку сочетают и с гладью, которая выполняется цветными шелковыми, шерстяными или хлопчатобумажными нитями. Гладь может быть односторонней и двухсторонней. Эта вышивка требует предварительно нанесенного контура рисунка на ткань. Шьется она стежками, близко расположенными друг к другу. Гладьевая вышивка очень разнообразна: белая гладь, тональная, цветная, художественная. Она может шиться по настилу и без настила, может быть легкой, изящной и плотной, тяжелой. Это зависит от того, на каком изделии она применялась, и от местности, так как в каждой губернии вышивка имеет свои характерные черты, опирающиеся на местные художественные традиции.

Еще немножко истории

Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели эти искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.
Девочка семи - восьмилетнего возраста начинала готовить себе приданое, и к пятнадцати - шестнадцать годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу, и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты
Искусство вышивания имеет многовековую историю. В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.
По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения.
Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица - символизировала приход весны.
Расположение узора и приемы вышивки были органически связаны с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани. Швы выполнялись по счету нитей и назывались счетными. Ими украшались оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды, а также располагались вдоль соединительных швов.
В вышивках "свободных", по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
К старинным русским швам относятся: шов роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, "козлик", белая мелкая строчка.
Позже появились: вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусскую. К северной относятся работы Архангельской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Костромской, Владимирской; к среднерусской - Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской, Пензенской, Тамбовской и Воронежской областей.
Самые распространенные приемы северной вышивки: крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь.
Северные сюжетные композиции чаще всего выполнялись швами роспись и набор. В некоторых районах русского Севера узоры на передниках, подолах рубах и полотенцах вышивали крестом, как правило, одноцветным: красным по белому или белым по красному холсту. В узорах изобразительные мотивы преобладали над геометрическими. Сложные композиции передавались силуэтно, контурно, в одном цвете, одним приемом. Здесь же наряду с женским костюмом и мелкими бытовыми вещами и вышивкой украшали декоративные изделия: полотенца, подзоры и др.
Крестьянские вышивки среднерусской полосы значительно отличались от Северных. В узорах преобладали геометрические формы с фигурой гребенчатого ромба с "отметками", то есть с двумя выступами на каждом углу, носящими название "репей" или "орепей". Они отличались необыкновенным разнообразием узоров и вариантов расцветок.
Вышивки среднерусской полосы многоцветны. Фон просматривается, как и сам орнамент. Кроме вышивки в оформлении изделия присутствует узорное ткачество, полосы ленты, кумача, цветной ткани, а также кружева и позумент.
В южных районах её применяли главным образом для украшения женской одежды и полотенец.
Одной из наиболее интересной и распространенных вышивок среднерусской полосы является цветная перевить Смоленской, Тульской, Калужской областей. Кроме перевити встречаются швы: набор, роспись, "косичка", "козлик", крест, счетная гладь, мережки.
На основе изучения традиций и опыта старых мастеров творческие коллективы художественных промыслов создают декоративные изделия, которые отвечают эстетическим требованиям современного искусства.
Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров и др.

Давно ли на Руси вышивают?

И сразу отвечу - очень давно. Да это и понятно. Человек всегда стремился украсить свое жилье да и себя разными поделками. Изыскания археологов показывают, что еще в каменном веке человек расписывал стены пещер, носил украшения из камня, а затем и из металла. Конечно, древняя одежда из шкур, кожи и ткани не могла сохраниться, ее век недолог. Однако в музеях можно познакомиться с замечательными, изысканными по технике вышивками XV и XVI веков.
Вышитую одежду мы видим и на картинах эпохи возрождения. По виду этих работ легко можно предположить, что вышивать, плести кружево, вязать человек умел значительно раньше. Ведь само изготовление одежды привело к изобретению иглы и крючка, зародило простейшие швы, которые теперь мы называем «вперед иголку», «назад иголку», стебельчатый и тамбурный швы, Можно предположить, что название «тамбурный» шов произошло от способа вышивки по ткани, натянутой на пяльцы, как на тамбурин - бубен. И вышивали-то с помощью крючка, располагая моток пряжи под пяльцами и протаскивая петельки нити крючком с изнанки на лицо. На поверхности ткани образовывались узоры из ряда петелек - то, что мы теперь называем тамбурным швом. Впоследствии научились выполнять этот шов иглой, а вязание крючком очень часто по всему миру называют тамбурным вязанием.
Одежду на Руси шили из льняной ткани, сотканной из льняной нити, которую пряли из льняной кудели. Ткань в основном была простейшего полотняного переплетения - холст. В зависимости от толщины спряденной нити получали и ткань - тонкую и очень толстую. Отбеливали холстины (новины) зимой на снегу в солнечный день. Изготавливали пряжу и из овечьей шерсти, ткали шерстяные полотна, из пряжи вязали изделия. Из овечьей шерсти готовили и валяную ткань и валяные изделия. Одежду - рубахи, сарафаны, фартуки, платки, брюки, верхнюю одежду, даже валенки и сапожки украшали вышивкой, кружевами, сплетенными поясами и лентами. Белье, полотенца (рушники), подзоры, занавески, скатерти и др. тоже украшали вышивкой и кружевом. Рисунки выдумывали сами, например по узорам на окнах зимой, составляли из стилизованных изображений цветов, растений, фигур животных и человека.
Рисунку придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми «оберегами», которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед. Но это особая и очень интересная тема, теперь утратившая свое былое значение.
Рукоделием занимались женщины на селе преимущественно в зимнюю пору, когда освобождались от работы в поле, в лесу и на огороде. Зимний день короткий, а работать можно было только днем, лишь в исключительных случаях при лучине или, позже, при свече.
Поэтому и вышивка в основном была на белом полотне да белой нитью. Видимо, по этой причине самые старые вышивки были «по выдергу», особенно в северных губерниях. Выдергивая из полотна нити и вдоль и поперек, получали новую фактуру ткани, по которой выдернутой нитью выполняли узоры, заполняя дырочки разными разделками. Книг не было, да и школ не было. Учились друг от друга. В каждой губернии, небольшом районе рождалась своя, отличная от других техника вышивки. И до сих пор, хотя обмен опытом стал несравненно более широким, мы отличаем тверскую мелкую строчку от крестецкой, нижегородский гипюр от ивановской и ярославской строчки с обводкой, олонецкое шитье от цветной перевити. Даже вышивка крестом в разных губерниях различается и по виду, и по цвету. Так, воронежские узоры вышивались преимущественно черной нитью, северные - красной, а чем южнее, тем ярче была вышивка, как и природа, окружающая вышивальщиц. Узоры, выполненные по ткани простыми швами, были очень примитивными, а цвета пряжи для вышивки весьма онообразными - красный, малиновый, желтый, синий да зеленый. Это объянялось тем, что красители были растительного происхождения, а значит, число их ограничено. Чем южнее область, тем больше цветовая гамма, так как разнообразнее и растительность. По редине (это особое полотно, сотканное редко из ровной кручено пряжи) стали вышивать так называемыми счетными швами. Накладывая на ткань по счету ее нитей одноцветную пряжу и заполняя отдельные участки треугольниками, квадратами, прямоугольниками, полосками, получали особые ритмичные узоры. Такую вышивку назвали «счетная гладь», а ее более совершенную разновидность - «атласники». По полотну и особенно по редине вышивали и швом «вперед иголку», создавая узоры из геометрических фигур. Такой вид вышивки получил название «браное шитье» и «набор», а его разновидность - «орловский спис». Вышивка крестом, полукрестом-росписью тоже зародилась на Руси давно и выполнялась по счету нитей ткани. Несколько позже стали вышивать гладью. По плотному неотбеленному холсту красной пряжей с добавлением желтой, синей и зеленой нити вышивали цветочный орнамент, птиц, женские фигуры, рыбок. Этот способ вышивки получил название «верхошов» так как по лицу укладывалась гладь, а по изнанке лишь мелкие стежки - переход нити на лицо. Такая вышивка зародилась во Владимирской области и называется «владимирская гладь».
Во Владимирской области в пос. Мстёра родилась и другая разнвидность глади - «мстёрская белая гладь». Ее выполняют по очень тонкому полотну, по батисту и маркизету. Традиционно вышивают тонкими белыми нитями по белой ткани. (Теперь вышивают и по цветной ткани нитями в тон ткани.) Техника этой вышивки - двусторонняя гладь, гладь с настилом, подкладная гладь (теневая), краевая гладь, проколы и прорези, тонкие накладные сетки, все виды простых швов, узелки, россыпь и самая сложная техника - стяги, которые выполняют по счету нитей тонкой ткани.
Разумеется, с развитием торговли пришло на Русь и «заморское» рукоделие - вышивка шелком, металлизированной нитью, бисером. Хотя использование в вышивке каменьев и особенно речного жемчуга (которым Русь была очень богата) у нас существует с очень давних пор. Да и бисер делать мы научились очень давно. Одежда бояр и боярышень, кокошники и душегрейки были очень богато расшиты. Вместе с христианской верой пришло на Русь и золотошвейное искусство.
Поезжайте в Сергиеву Лавру, познакомьтесь с музейными редкостями, сходите в Исторический музей, в музей народного творчества, что на Делегатской улице, и вы увидите такое разнообразие вышивки, такую красоту и сказку, что обязательно захотите попробовать сделать хоть что-нибудь подобное. Одежду на Руси шили из льняной ткани, сотканной из льняной нити, которую пряли из льняной кудели. Ткань в основном была простейшего полотняного переплетения - холст. В зависимости от толщины спряденной нити получали и ткань - тонкую и очень толстую. Отбеливали холстины (новины) зимой на снегу в солнечный день. Изготавливали пряжу и из овечьей шерсти, ткали шерстяные полотна, из пряжи вязали изделия. Из овечьей шерсти готовили и валяную ткань и валяные изделия. Одежду - рубахи, сарафаны, фартуки, платки, брюки, верхнюю одежду, даже валенки и сапожки украшали вышивкой, кружевами, сплетенными поясами и лентами. Белье, полотенца (рушники), подзоры, занавески, скатерти и др. тоже украшали вышивкой и кружевом. Рисунки выдумывали сами, например по узорам на окнах зимой, составляли из стилизованных изображений цветов, растений, фигур животных и человека.
Рисунку придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми «оберегами», которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед. Но это особая и очень интересная тема, теперь утратившая свое былое значение.
Рукоделием занимались женщины на селе преимущественно в зимнюю пору, когда освобождались от работы в поле, в лесу и на огороде. Зимний день короткий, а работать можно было только днем, лишь в исключительных случаях при лучине или, позже, при свече.
Поэтому и вышивка в основном была на белом полотне да белой нитью. Видимо, по этой причине самые старые вышивки были «по выдергу», особенно в северных губерниях. Выдергивая из полотна нити и вдоль и поперек, получали новую фактуру ткани, по которой выдернутой нитью выполняли узоры, заполняя дырочки разными разделками. Книг не было, да и школ не было. Учились друг от друга. В каждой губернии, небольшом районе рождалась своя, отличная от других техника вышивки. И до сих пор, хотя обмен опытом стал несравненно более широким, мы отличаем тверскую мелкую строчку от крестецкой, нижегородский гипюр от ивановской и ярославской строчки с обводкой, олонецкое шитье от цветной перевити. Даже вышивка крестом в разных губерниях различается и по виду, и по цвету. Так, воронежские узоры вышивались преимущественно черной нитью, северные - красной, а чем южнее, тем ярче была вышивка, как и природа, окружающая вышивальщиц. Узоры, выполненные по ткани простыми швами, были очень примитивными, а цвета пряжи для вышивки весьма онообразными - красный, малиновый, желтый, синий да зеленый. Это объянялось тем, что красители были растительного происхождения, а значит, число их ограничено. Чем южнее область, тем больше цветовая гамма, так как разнообразнее и растительность. По редине (это особое полотно, сотканное редко из ровной кручено пряжи) стали вышивать так называемыми счетными швами. Накладывая на ткань по счету ее нитей одноцветную пряжу и заполняя отдельные участки треугольниками, квадратами, прямоугольниками, полосками, получали особые ритмичные узоры. Такую вышивку назвали «счетная гладь», а ее более совершенную разновидность - «атласники». По полотну и особенно по редине вышивали и швом «вперед иголку», создавая узоры из геометрических фигур. Такой вид вышивки получил название «браное шитье» и «набор», а его разновидность - «орловский спис». Вышивка крестом, полукрестом-росписью тоже зародилась на Руси давно и выполнялась по счету нитей ткани. Несколько позже стали вышивать гладью. По плотному неотбеленному холсту красной пряжей с добавлением желтой, синей и зеленой нити вышивали цветочный орнамент, птиц, женские фигуры, рыбок. Этот способ вышивки получил название «верхошов» так как по лицу укладывалась гладь, а по изнанке лишь мелкие стежки - переход нити на лицо. Такая вышивка зародилась во Владимирской области и называется «владимирская гладь».
Во Владимирской области в пос. Мстёра родилась и другая разнвидность глади - «мстёрская белая гладь». Ее выполняют по очень тонкому полотну, по батисту и маркизету. Традиционно вышивают тонкими белыми нитями по белой ткани. (Теперь вышивают и по цветной ткани нитями в тон ткани.) Техника этой вышивки - двусторонняя гладь, гладь с настилом, подкладная гладь (теневая), краевая гладь, проколы и прорези, тонкие накладные сетки, все виды простых швов, узелки, россыпь и самая сложная техника - стяги, которые выполняют по счету нитей тонкой ткани.
Разумеется, с развитием торговли пришло на Русь и «заморское» рукоделие - вышивка шелком, металлизированной нитью, бисером. Хотя использование в вышивке каменьев и особенно речного жемчуга (которым Русь была очень богата) у нас существует с очень давних пор. Да и бисер делать мы научились очень давно. Одежда бояр и боярышень, кокошники и душегрейки были очень богато расшиты. Вместе с христианской верой пришло на Русь и золотошвейное искусство.
Поезжайте в Сергиеву Лавру, познакомьтесь с музейными редкостями, сходите в Исторический музей, в музей народного творчества, что на Делегатской улице, и вы увидите такое разнообразие вышивки, такую красоту и сказку, что обязательно захотите попробовать сделать хоть что-нибудь подобное.

Полезная информация





tak.ru